Публикации

  Согласно статье 19 Закона "О борьбе с терроризмом", возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с законом. А в дальнейшем государство должно само взыскивать сумму ущерба с лиц, которые его нанесли:

         Не имеет значения, кто нанес ущерб – террористы или те, кто с ними воюет. Возмещать сумму ущерба должен не виновник, а государство. При этом неважно, установлен ли виновник нанесения ущерба. Если виновник будет найден, государство должно взыскивать с него сумму ущерба самостоятельно.

         Выплаты должны производиться  в соответствии с Кодексом гражданской защиты Украины. Статья 84 этого Кодекса предусматривает возможность выплаты компенсации пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а статья 86 – что ее размер должен быть на уровне рыночной стоимости строительства такого же жилья в том же регионе.

          В качестве доводов в пользу того, что ущерб причинен в результате теракта, применяем Указ о начале АТО от 14 апреля 2014 года и Перечень населенных пунктов, на территории которых проводится АТО, утвержденный КМУ 2 декабря 2015 года.

         План мероприятий по организации восстановления поврежденных (разрушенных) объектов на территории Донецкой и Луганской областей, утвержденный распоряжением КМУ 16 октября 2014 года. Также применяем статью 41 Конституции Украины, согласно которой каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. При этом никто не может быть противоправно лишен права собственности, а право частной собственности является нерушимым:

         Ущерб доказывается путем обращения в правоохранительные органы, подачей заявления об уголовном правонарушении по месту проживания. В качестве документов прилагаем: акт комиссии  по обследованию поврежденных (разрушенных) объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры; справка исполкома  где указано, что в результате активных боевых действий инфраструктура была разрушена полностью – электроснабжение, газоснабжение, водопровод, канализация, дороги, транспортные магистрали, проводная связь. Вследствие разрывов огромного количества артиллерийских мин и снарядов, земля, колодцы и скважины оказались загрязнены. В земле есть множество не разорвавшихся мин и снарядов, кроме того, окрестности заминированы. Учитывая все это, исполком указывает, что восстановление здания и населенного пункта в целом не представляется возможным; право собственности подтверждаем выписками из Государственного реестра прав на недвижимое имущество; независимая оценка ущерба, нанесённого в результате разрушения. Оценщик определяет общую рыночную стоимость уничтоженного имущества и эту сумму суд должен принять решение взыскать из госбюджета. Госказначейство в своих возражениях против иска может утверждать, что госбюджетом на определенный год сумма компенсаций за ущерб от АТО не предусмотрена вообще. И поэтому нет источника средств для выплаты такой компенсации.

       Однако согласно решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 08.11.2005 г. по делу "Кечко против Украины", по которому органы государственной власти не могут ссылаться на отсутствие средств как на причину невыполнения своих обязательств. А согласно статье 17 Закона "О выполнении решений и применении практики ЕСПЧ" украинские суды должны применять практику ЕСПЧ как источник права, то есть наравне с украинскими законами.

        Вообще, позиция ЕСПЧ по аналогичным делам основывается на утверждении об абсолютной ответственности государства, обязанного обеспечить в обществе мир и порядок. Поэтому нарушение общественного мира и порядка, создание угрозы безопасности людей является для государства самостоятельными основаниями для ответственности за причиненный вред. Причем причиной вреда могут быть любые обстоятельства: не только теракты, но и, например, массовые беспорядки.

        Таким образом, для возникновения обязанности государства по возмещению вреда не имеет значения, исходило насильственное действие от должностных лиц государства, от террористов, или вообще от неустановленных лиц.

        На этом было основано другое решение ЕСПЧ от 08.01.2004 года по делу "Айдер и другие против Турции". В нем ЕСПЧ указал, что государство может быть привлечено к ответственности в целях компенсации вреда пострадавшим от действий неустановленных лиц или террористов, когда государство признает свою неспособность поддерживать общественный порядок и безопасность или защищать жизнь людей и собственность.

         Еще один прецедент – решение ЕСПЧ от 19.10.2012 г. по делу "Катан и другие против Молдовы и России". В нем ЕСПЧ отметил, что хотя Молдова не осуществляет эффективного контроля за действиями непризнанной "Приднестровской молдавской республики" в Приднестровье, тот факт, что этот регион признается международным правом как часть территории Молдовы, влечет за собой обязанность Молдовы по статье 1 Конвенции о правах человека использовать все доступные ей юридические и дипломатические средства для гарантирования прав и свобод, определенных Конвенцией, всем лицам, которые проживают.

          Вместе с компенсацией стоимости разрушенного имущества, взыскиваем из госбюджета моральный ущерб. Оценивая факт наличия морального ущерба, ссылаемся на практику ЕСПЧ. По делу "Доган и другие против Турции" ЕСПЧ принял решение от 29.06.2004, где было установлено, что органы власти Турции не только не способствовали возвращению заявителей – переселенцев, но и не обеспечили их альтернативным жильем или работой. Помощь, которая была получена, была недостаточна для жизни, заявителям не было предоставлено никаких средств, которые могли бы обеспечить достаточный уровень жизни или активный процесс возвращения. ЕСПЧ тогда посчитал, что основная обязанность и ответственность органов власти перед вынужденными переселенцами заключается в создании условий и предоставлении соответствующих средств, которые позволили бы заявителям возможность добровольно, безопасно и достойно вернуться в свои дома или места обычного проживания или, по собственному желанию, переселиться в другие районы страны.

Задать вопрос
http://www.zoofirma.ru/